Расскажите о японской чайной церемонии домашнее задание. Японская чайная традиция

Пожалуй, одной из самых захватывающих и известных церемоний, связанных с Японией является тя но ю (chanoyu, 茶の湯), чайная церемония, которую также иногда называют садо («путь чая», sado, 茶道). Существует не так много церемоний, которые были бы настолько отточены и выверены. Сложная и в то же время предельно простая, одновременно незамысловатая и преисполненная глубокого смысла, чайная церемония может служить метафорой не только самурайскому идеалу, но и всей Японии.


Краткая история

Чай приобрел популярность в Японии в период Камакура благодаря стараниям монаха Эйсая (1141-1215). Примерно пятидесятью года ми позднее буддийский монах Даё (1236-1308) вернулся из путешествия в Китай и привез с собой знания о китайской чайной церемонии в той форме, в которой она практиковалась в буддийских монастырях. Искусство проведения церемонии практиковалось и оттачивалось монахами, пока священник Сюко (1422-1502) не продемонстрировал его сёгуну Асикаге Ёсимасе. Почитавший различные искусства Ёсимаса одобрил церемонию, и с этого момента она стала распространяться за пределами храмов.


Неудивительно, что в начале чайная церемония являлась времяпрепровождением знати, так как чай в то время в основном употреблялся высшими слоями общества. Изменения начались с появлением мастера Сен-но Рикю(1522-1591). Рикю изучал чайные традиции с ранних лет и впоследствии оказал большое влияние на дальнейшее развитие эстетики японской чайной церемонии. Стиль церемоний Асикага был приспособлен для знати, в нем использовались искусная китайская посуда, а сама церемония проводилась таким образом, чтобы не оскорбить никого из важных гостей. В своем видении церемонии Рикю стремился к минимализму: заменил дорогую утварь на более практичную, а вычурные и зачастую безвкусные чайные домики знати - на маленькие и простые, называемые Sôan. Единственным путем внутрь такого домика была маленькая дверь нидзиригути. Любой желавший пройти в неё должен был наклониться, независимо от своего статуса, что способствовало созданию духа равенства. Также дверь служила символическим рубежом, отделяющим пространство спокойствия и тишины чайного домика от суеты внешнего мира. Рикю видел чайную церемонию как мероприятие вне социальных и политических событий.

В 1579 году Сэн-но Рикю стал мастером чайной церемонии у Оды Нобунаги, который с большим интересом изучал чайные традиции и коллекционировал дорогие и редкие предметы для чайных церемоний. После смерти Нобунаги тремя годами позднее, он стал проводить церемонии у Тоётоми Хидэёси и достиг статуса наиболее авторитетного мастера в области чайных церемоний. Хидэёси высоко ценил мастерство Рикю, однако Рикю не одобрял цели, для которых Хидэёси использовал церемонию - в качестве форума для обсуждения государственных дел. Рикю считал, что такой подход нарушает, если не уничтожает полностью гармонию церемонии. Так или иначе, по причинам, неизвестным доподлинно, Хидэёси приказал Рикю совершить сепукку, однако искусство проведения чайных церемоний продолжило развиваться в соответствии с принципами, сформулированными Рикю.

Краткое описание

Обычно чайную церемонию проводят в специальной чайной комнате, тясицу. Гости входят через нидзиригути. Чайная комната планируется таким образом, чтобы первым, что видит входящий, был свиток какэмоно в нише токонома. Как правило, на свитке каллиграфически выводится какое-либо высказывание. Свиток тщательно подбирается в зависимости от настроения или времени года, и гости ненадолго задерживаются перед ним, прежде чем занять место у очага в центре комнаты.


После гостей входит хозяин, обменивается с гостями поклоном и садится напротив них. Пока вода закипает, гостям подается кайсеки - легкая еда, которая должна не только быть вкусной, но и красиво выглядеть. Эта еда не предназначена для насыщения, её главная роль в процессе - эстетическая. Подается немного саке и сладостей вагаси. После этого гости ненадолго выходят, а хозяин совершает необходимые приготовления и меняет свиток на тябана - композицию цветов или веток. Когда все готово, гости возвращаются, и церемония переходит к самой важной части.

Вначале посуда символически очищается, и хозяин приступает к приготовлению густого зеленого чая. Гости в молчании внимательно наблюдают за его действиями. Разговоры во время церемонии не приветствуются и считаются невежливыми. Чай засыпается в чашу с небольшим количеством воды и размешивается до образования однородной массы. Затем в чашу добавляется ещё кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции. Хозяин передает чашу гостям, и те по очереди отпивают из нее, что символизирует единение присутствующих. Затем хозяин вновь передает чашу гостям, но уже пустую, чтобы они могли внимательно её рассмотреть.

После этого хозяин готовит чай в чашках для каждого гостя. На этом этапе гости начинают беседу, предметом которой может быть свиток с изречением, тябана, чай, посуда или что-либо другое, обязательно связанное с церемонией. Когда церемония завершается, хозяин выходи первым, чтобы гости могли еще раз оценить комнату и все предметы в ней. Пока гости выходят, хозяин стоит снаружи и кланяется уходящим. После этого он возвращается в чайную комнату, восстанавливая в памяти прошедшую церемонию, а затем убирает все предметы, чтобы комната приняла в точности такой же вид, как и до начала церемонии.

В чайной церемонии обычно используется два вида чая: койтя, более густой, немного горьковатый, он считается более «формальным» напитком, и усутя, более легкий и «неформальный». Койтя подается первым, его гости понемногу отпивают из общей чаши. Усутя используется в следующей части церемонии, его гости пьют из индивидуальных чашек. Чашки могут иметь самый разный вид и нередко подбираются в зависимости от времени года. Зимние чашки более глубокие, чтобы дольше сохраняли тепло, а летние мельче и шире, чтобы чай быстрее остывал.

На протяжении всей церемонии хозяину и гостям следует стремиться к состоянию спокойствия и безмятежности. Как сказал священник Такуан, когда писал о чайной церемонии: «делайте всё с мыслью о том, что в этой комнате мы можем насладиться потоками воды и камнями также, как мы наслаждаемся природными реками и горами, оценить различные настроения и чувства, вызываемые снегом, луной, деревьями и цветами, когда они проходят через метаморфозы времен года, появляются и исчезают, расцветают и увядают. Когда гостей встретили с должным почтением, мы тихо слушаем кипение воды в чайнике, которое звучит как ветер в сосновых иголках, и забываем о мирских печалях и заботах…»

В первый раз японцы попробовали чай в VIII в. В это время, чай получил распространение в Китае, и постепенно проник в Японию, тем самым, положив начало искусству чайной церемонии.

Чайная церемония – это действо, в котором участвуют: устроитель церемонии и приглашенные участники. Прежде чем приступить к чайной церемонии, все участники, которых должно быть не более пяти человек, концентрируются на своих ощущениях, мыслях и чувствах, чтобы обрести необходимый психологический настрой. Только так можно ощутить всю духовность чайной церемонии и ощутить «вкус дзэн», что означает – «вкус чая».

Каждой детали чайной церемонии уделяется огромное значение, будь то- само помещение, чайная утварь, настрой гостей или последовательность действий.

Как проходит чайная церемония?

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Чайная церемония начинается с подготовки хозяина к будущему событию. Для этого он выбирает помещение, в котором будет проходить чайное действо, организовывает необходимый уют, подготавливает чайную утварь и свежие платки для приема гостей. Хозяин– главное действующее лицо на чайной церемонии, хотя по сути, он является только прислугой, который встречает гостей, выносит в специальную чайную комнату утварь, готовит чай, подносит его гостям, а по окончании уносит чайную утварь и провожает гостей. Однако, несмотря на это, хозяину предъявляются не меньшие требования.

Помимо подготовки самой чайной церемонии, он еще ответственен за выбор гостей. Для начала устроитель церемонии выбирает «главного гостя» праздника, который обязательно должен быть хорошо осведомлен о чайной церемонии, знать все тонкости ее проведения, и кроме этого – уважаемым человеком. Требования к «главному гостю» предъявляются по причине того, что именно он должен начинать чайную церемонию, подавая пример всем остальным гостям, пришедших в гости к хозяину. «Главный гость» должен быть извещен о том, что его приглашают на церемонию не позднее, чем за неделю до праздничного действа. После этого, приглашенное лицо, может либо подтвердить свое участие, либо вежливо отказаться. Если все же человек соглашается быть «главным гостем» и прийти на чайную церемонию, он должен вместе с хозяином церемонии рассмотреть и утвердить всех остальных гостей. Для этого, устроитель присылает список кандидатур, из которых нужно отобрать пять человек.

Чаще всего хозяин праздника посылает письмо, но в некоторых случаях, он может навестить гостя и переговорить с ним с глазу на глаз.

После согласования списка участников, которые будут приглашены и утверждения «главного гостя», хозяин начинает заниматься подготовкой письменных приглашений для всех гостей. В современной Японии, для этих целей все чаще используется телефон, однако до 30 годов, строгим правилом было либо со стороны гостя – нанести визит организатору праздника, либо направить срочное благодарственное письмо.

Еще одним важным предварительным шагом является согласование с гостями типа события, по случаю которого организовывается чайная церемония. Если это формальное событие, например, в честь какого-то торжественного случая, то мужчины должны надеть шелковое кимоно, специальную накидку черного цвета с начертанием белого знака, хакаму

(широкие штаны) и пояс белого цвета (таби). К женщинам, которые участвую в чайной церемонии, даже если она проходит по неформальному поводу, предъявляется строгое требование – их одежда не должна быть яркой и броской.

Огромные требования предъявляются и к пространству, где будет проходить чайная церемония. Такое пространство должно состоять из двух зон: открытой и закрытой. Открытая зона – это сад, а закрытая – это само помещение, где будет проводиться чайное действо. Гости, которые пришли на чайную церемонию сначала попадают в сад, а затем в чайную комнату. Такое расположение пространства, как бы очерчивает, ограждает чайную комнату от всего мира, делая ее таинственной и недосягаемой. При таком расположении пространства, соединяется энергия инь (закрытое помещение) и ян (садовая зона).

Можно немного укоротить))))

В жизни жителей Китая чай стоит на особом месте, а питье чая и вовсе превратилось в отдельное искусство чайной церемонии.

Китайцы предпочитают чай другим напиткам даже в летнее время: он не только утоляет жажду, но и способствует повышению иммунитета.

Чайная церемония в Китае - немного истории

Появление чая относят к одной из основных фигур божественному прародителю всего китайского народа Шэнь Нуну, чье имя в переводе с китайского означает "Божественный Землепашец". Именно этот герой научил народ вспахивать землю, выращивать злаковые культуры, а также лекарственные и другие полезные растения.

Предание гласит, что у Шэнь Нуна была бычья голова и человеческое тело, при этом живот у него был из прозрачного нефрита. Шень Нун помогал людям лечить недуги, а для этого бродил по стране в поисках лекарственных растений, отделяя их от часто встречающихся ядовитых. Эффект от найденных трав врачеватель проверял на себе. При этом он наблюдал за влиянием съеденного растения или его плодов на организм через свой прозрачный живот. Говорят, что однажды он попробовал новое, незнакомое ему растение и в результате получил сильное отравление. Когда ему стало совсем плохо, то он прилег под незнакомым кустом. Неожиданно с листьев куста покатилась росинка. Глотнув эту капельку, лекарь почувствовал прилив сил и приятную бодрость во всем теле.

С того времени Шень Нун повсюду носил с собой листья этого растения, применяя их в качестве противоядия. Так и получилось, что он научил весь китайский народ пить чай в качестве лекарства.

В древности чай был напитком для богатых людей. Никто не знает точно, когда он перешел в повседневный напиток. В то же время в 1 веке до нашей эры чай был широко распространен, и его уже можно было приобрести на рынке. А с 618 по 907 годы начала развиваться китайская чайная церемония, и впервые были описаны чайные

Со временем по Великому шелковому пути чай проник и в Россию. В литературе сообщается, что чай в качестве подарка казаки преподнесли русскому царю в 1567 году. По-настоящему россияне смогли оценить душистый напиток уже в 19 веке. Именно тогда сформировалась русская чайная церемония. В научились заваривать во всемирно известных русских самоварах.

В Китае чайная церемония представляет собой целый ритуал, где при заваривании напитка соблюдается определенный порядок. Главной целью этого действа является раскрытие вкусовых качеств и аромата чая, и спешка тут неуместна. Китайская чайная церемонияподразумевает спокойствие и умиротворенность. Особую атмосферу помогают создать причудливые предметы чайной утвари, изящная посуда небольшого размера, а также приятная негромкая музыка - благодаря всем этим факторам становится возможным насладиться известным по всему свету незабываемым благоухающим ароматом чайного напитка и долгим послевкусием.

Особенности чайного ритуала по-китайски

Чайная церемония в Китае называется гунгфу-ча: гунг - высшее искусство, а ча - разумеется, чай. Сами китайцы придают ритуалу особое значение. У них это мастерство, освоить которое может не каждый.

Китайский ритуал чаепития считается одним из самых таинственных и загадочных во всем мире. Возможно, объясняется это тем, что китайцы считают чай не просто напитком. Для них чай является мудрым растением, которому дано передавать энергию жизни. Для получения этой энергии есть определённые условия, которые сведены в правила проведения церемонии чаепития.

Особые требования к воде

Выбор воды, которой будет завариваться чай, имеет определяющее значение. Она обязательно должна быть из чистого источника. Наиболее подходящей считается та, что имеет сладковатый привкус и мягкую структуру.

При приготовлении чая важным является кипячение воды. Ее не нужно доводить до сильного кипения, ведь из-за этого из нее уходит собственная энергия. Говорят, что вода считается закипевшей до нужного чаю состояния, едва только в ней появятся пузырьки - до бурного кипения не допускают.

Звуки музыки

Традиционно перед началом церемонии человек должен очиститься, достичь состояния внутренней гармонии и покоя. Именно поэтому она проходит в красивом помещении и под звуки приятной музыки, зачастую завораживающей и мистической. Для наилучшего эффекта мастер чайной церемонии предпочитает использовать звуки природы. Это содействует погружению человека в глубины своей души и помогает лучше слиться с природой.

О чем принято говорить на чайной церемонии?

Во время чайного ритуала традиционно говорят о самом чае. Кроме того, важным элементом церемонии является демонстрация уважительного отношения к чайному божеству и разговоры о нем. Зачастую мастера ставят его статуэтку или изображение рядышком с чайной утварью.

Внутреннее состояние собравшихся

По всем канонам ритуал проходит в атмосфере добра и гармонии. В процессе чаепития не принято громко разговаривать, махать руками или же шуметь. Ощутить истинное наслаждение от напитка и настоящее счастье помогает полная сосредоточенность.

Кстати, чайная церемония в Китае предполагает участие от 2 до 6 человек. Именно в этом случае можно достичь удивительной атмосферы, называемой в традициях соприкосновением душ.

Интерьер для чайной церемонии

Все присутствующие рассаживаются на соломенных ковриках, постеленных на полу. Около гостей раскладывают мягкие подушки приятного теплого цвета. Посредине устанавливается стол для чая, называемый чабань, высотой около 10 см. Он похож на некий ящичек из дерева. В нем есть особые отверстия, куда выливаются остатки чая, ведь в Китае излишек воды говорит про изобилие.

Когда соблюдены все основные принципы чаепития, наступает торжественный момент самого чаепития.

Итак, китайское чаепитие

Перед гостями раскладывается набор для чайной церемонии. Посуда включает в себя: чайничек для заваривания, сосуд - ча-хай, чайную коробочку, называемую ча-хе, и чайную пару. Вся посуда для чайной церемонии должна быть выполнена в одном стиле и не отвлекать своим внешним видом от чудесного напитка.

Первым делом сухую чайную заварку мастер засыпает в ча-хе - особую фарфоровую коробочку, которая предназначена для изучения структуры чая и вдыхания его запаха. Все участники не спеша передают ее в руки друг другу и вдыхают аромат. У этого ритуала есть еще один смысл - во время передачи ча-хе присутствующие сближаются между собой.

После этого мастер гунфу-ча заваривает чай. Первый залитый кипяток сливают - таким образом смывается пыль с чая. Но уже со следующей заливки каждый гость церемонии наслаждается чудодейственным напитком.

Перед каждым участником находится на подносе. Это две чашки, одна из которых высокая и узкая (вэнсябэй), предназначенная для восприятия запаха, а широкая и низкая (чабэй) - для наслаждения цветом и вкусом чая. В высокие чашки наливается вторая вода, после того как она пробыла в заварнике около 30 секунд. Вэнсябэй наполняют всего на ¾ и сразу накрывают широкой чашкой. Через время верхнюю чашку снимают и, поднеся нижнюю к носу, вдыхают чудесный аромат получившегося чая. Тут важно сконцентрироваться и слиться с энергией чая. Чай пьют медленно, сосредотачиваясь на ощущениях.

Чай заливают до тех пор, пока у напитка сохраняются цвет и аромат. С каждой новой заливкой чай получает другие оттенки запаха и вкуса.

В результате чайная церемония дарит умиротворение, душевное равновесие и помогает забыть о суете нашей жизни.

Чайная церемония в Англии

Великобритания является одним из мировых лидеров по потреблению чая на одного человека. Чаепитие для англичан - это не просто привычка, это ритуал со своими сложившимися традициями. Он появился из свойственного англичанам чаепития Five-o-clock Tea.

Традиционный набор для чайной церемонииу англичан - это белая или синяя скатерть без рисунков, ваза с живыми белыми цветами. Чайные пары, с чаем, молочник, кувшинчик с молоком, ситечко и подставка для него. Кроме того, понадобятся сахарница (желательно с белым и коричневым сахаром), чайные ложки, вилка и нож, салфетки в тон скатерти.

К чаю обязательно подаются закуски - это различные варианты английской выпечки. Традиционно гости могут выбрать среди 5-10 сортов чая, где обязательными являются Lapsang Souchong, Earl Grey, Darjeeling, Assam, а также разные смеси чая.

Кстати, еще один важный элемент сервировки - стеганый или шерстяной чехольчик на чайник (tea-cosy).

Чайная церемония в Англии имеет свой секрет. При заваривании чая во внимание принимается то, что в чашках кипятком его разбавлять уже не будут. Это значит, что при заваривании в чайник кладется заварка исходя из того, что на 1 человека приходится 1 чайная ложка чая. В случае, когда пользуются заварочным чайником большого размера, рекомендуется добавить еще 1 ложку на всех.

Затем 3-5 минут чай настаивается, и его разливают гостям. Сразу вслед за этим в чайник нужно налить кипятка из кувшинчика (особенность чайной церемонии - повторная заливка заварки) и накрыть его tea-cosy для сохранения температуры. К моменту завершения питья первой чашки, вторая заливка успевает настояться. Чайник можно заливать снова, но с каждым разом качество напитка будет ухудшаться.

Традиционно чай пьют с молоком, причем доливают к горячему молоку чай, и никак не наоборот.

Русские чайные традиции

Чайная церемония в Москве - это совершенно другие традиции, сильно отличающиеся от ритуалов, сложившихся на родине этого напитка. Говорят, что японцы при чаепитии наслаждаются чайной утварью, деталями церемонии, своим внутренним миром. Чайная церемония в Китае - наслаждение вкусом и ароматом - ценна самим фактом соблюдения традиций, антуражем, выпечкой. А у россиян самое главное - это собравшаяся компания возле русского самовара. Ценно общение между всеми собравшимися.

В Москве пили изначально черный чай. Кипяток греется в самоваре, а сверху ставится заварник. Заварка делается крепче, чем чай, который в итоге пьют. В чашки разливается заварка, а после - кипяток из самовара.

На столе к чаю всегда предлагаются выпечка,
лимон, сахар, варенье и мед. Последние едят чаще всего вприкуску к чаю или же намазывают на хлеб. Часто к чашке подается «чайная пара» - блюдце. В него переливают горячий чай из чашки и пьют.

Какими бы ни были чайные традиции у разных народов, повсюду этот напиток ценят за приятный вкус, тонкий аромат и необычные свойства.

Совместное чаепитие, проводимое в форме определённого ритуала, родилось в Японии в далёкие средние века как одна из практических медитаций буддийских монахов, а позднее распространилось и в другие сферы жизни японцев. Главная цель японской чайной церемонии - это встреча чайного мастера со своими гостями для беседы, совместного отдыха с неспешным чаепитием и наслаждения покоем и красотой.

Несколько видов традиционного японского чаепития

1. Специальная - такая церемония проводится, если есть определённый повод: встреча друзей, праздник, а раньше - подготовка к сражению и т.п.
2. Чаепитие на восходе солнца - оно проводится с 3-4 часов и до 6 часов утра.
3. Утрення чайная церемония - проводится в 6 часов. Особенно популярна в жару, так как в это время суток ещё прохладно.
4. Послеобеденное чаепитие - начинается в 13 часов. К чаю могут подаваться пирожные.
5. Вечерняя церемония - в 18 часов дня.
6. Ночная - начинается около полуночи и может продлиться до 4 часов утра. Чаще всего проводится, когда небосвод освещён луной.

Место для проведения японской чайной церемонии

Для классического японского церемониального чаепития обустраивается специальное место. Обычно это - небольшой чайный сад(тянива), в котором сооружается чайный домик(тясицу) и вспомогательные постройки: прихожая, павильон для сбора гостей. Сад тянива моделирует собой горный склон с вечнозелёными растениями, мхом и старинными неяркими фонарями. К домику ведёт дорожка, выложенная самыми обычными камнями, имитирующими горную тропинку. Вся территория обычно огораживается и пройти на церемонию можно через тяжёлые деревянные ворота.


Домик тясицу представляет собой простое, скромно обставленное помещение, состоящее из одной комнаты с узким и низким входом и несколькими, высоко расположенными окнами. Маленький вход сделан для того, чтобы каждый входящий мог поклониться, а также оставить за стенами домика не только оружие, но все мирские заботы. Самая главная часть тясицу - это ниша в стене - токонома, обустроенная как раз напротив входа. В токономе устанавливаются цветы, курильница с благовониями и вывешивается свиток с подготовленным к церемонии изречением. Чай готовится в бронзовом очаге, расположенном в центре помещения.

Как проходит чайная церемония в Японии

Приглашённые на чаепитие гости проходят через открытые ворота в чайный сад, меняют обувь в прихожей и собираются в одном павильоне, в котором им подаются небольшие чаши с горячей водой. Далее гости проходят по каменной дорожке к чайному домику, по пути любуясь садом и освобождая своё сознание от обыденных дел. У домика гостей встречает хозяин - чайный мастер, тут происходит обряд приветствия и омовения у расположенного рядом каменного колодца. Каждый пришедший с помощью ковшика омывает лицо, руки, прополаскивает рот и споласкивает ручку ковшика, оставляя его следующему гостю. Теперь гости могут разуться у порога и пройти внутрь домика. Сначала все должны изучить свиток с изречением в токонома и понять тему, которой посвящено чаепитие. Немного погодя, вслед за гостями входит и хозяин. Пока в котле нагревается вода, пришедшим подаётся лёгкое угощение - кайсэки, после которого гости выходят размяться, а хозяин меняет свиток в токонома на симолическую композицию, составленную из веток деревьев или цветов.

Далее участники церемонии возвращаются в домик, и чайный мастер начинает готовить густой зелёный чай из порошка. Сначала готовый напиток предлагается испить всем из одной чаши, а потом каждому гостю подаётся отдельная чашка с чаем. Заваривание и первое распитие чая происходит при полном безмолвии, а когда каждый получает свою чашку с чаем, то начинается беседа. К чаю подаются сладости. Когда беседа завершается, то хозяин, извинившись, выходит из домика - это значит, что церемония закончена. Гости ещё раз осматривают токонома и очаг и покидают домик. Чайный мастер кланяется каждому уходящему, а затем возвращается в тясицу, недолго сидит внутри, погружаясь в ощущения от проведённой церемонии, а потом прибирается в домике, забирает посуду и цветы...


Интересно, что посуда, предназначенная для японского чаепития тщательно моется, но не отскабливается от въевшегося чайного налёта и хранит на себе следы всех предыдущих церемоний - следы времени.
Не огорчайтесь, если Вы не можете обустроить японскую чайную церемонию по всем правилам - при отсутствии возможностей, допускается наличие отдельной комнаты или даже просто стола.

Японцы пьют в основном зеленый чай, реже - желтый. Желтые чаи заваривают по-китайски, в гайвани, настаивая не более 2 минут. Зеленые чаи пьют и в обычном, листовом виде, и в виде порошка. Во втором случае чайные листья перед завариванием перетираются в фарфоровой ступке. Нормальным количеством заварки на 200 г воды считается 1 чайная ложка порошка (или 1,5-2 ложки листового чая). Чай заваривают в фарфоровых шаровидных чайниках, нередко, по китайскому обычаю, с ситечками для заварки. Температура воды для заваривания чая не превышает 60°C, время заваривания не превышает 4 минут. В таких условиях чай не может полностью экстрактироваться, но зато в напитке сохраняется максимум аромата, который более всего и ценят в нем японцы. Чай имеет слабый, бледно-зеленый цвет. Японские чашки обычно не имеют ручек и очень малы - их объем не превышает 50 мл. Чай из них пьют очень медленно, маленькими глотками, без сахара или иных добавок.

Чай в Японии сопровождает каждый прием пищи. Его пьют перед едой и после еды, обычно им запивают рис. Кроме повседневного чаепития, чай пьют во время японской чайной церемонии. В таких случаях готовится особый, церемониальный чай. Листья растираются в мельчайший порошок, который заваривается из расчета приблизительно 100 г чая на 500 мл воды. Полученный напиток имеет консистенцию жидкой сметаны, он очень терпкий и чрезвычайно ароматный.

В отличие от китайцев, считающих, что чай можно пить только горячим, японцы охотно пьют также холодный зеленый чай.

Японская чайная церемония

Чайная церемония(яп. - тя-но ю) - специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

История

По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII-VIII векам нашей эры. Чай был завезен в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком - его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзен-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать все большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая. В XII веке монах Эйсай способствовал введению питья чая при дворе, представив сегуну Минамото но Санэтомо книгу «Кисса Едзеки» о сохранении здоровья с помощью чая. К XIII веку питье чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» - собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой.

По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена монахом Дае (1236-1308). У Дае обучились первые чайные мастера - также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394-1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко). Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил ее проведению сегуна Асикага Есимицу, дав, таким образом, традиции «путевку в жизнь» - как и в большинстве стран, в Японии все, что принималось в обычай у правителя, тут же входило в моду у подданных.

Мурата следовал положенной в основе церемонии идее «ваби» - стремлению к простоте и естественности, отчасти, в противоположность пышности и роскоши самурайских «чайных турниров». Он объединил четыре основных принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Дальнейшее развитие чайной церемонии обеспечил Дзео Такэно (1502-1555). Он начал использовать для церемонии специальное строение - чайный домик (тясицу), которому, в соответствии с принципом «ваби», был придан вид крестьянского дома с соломенной крышей. Он же ввел в употребление в церемонии керамическую посуду грубой работы.

Ученик Дзео Такэно, выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591), доработал чайный домик и ввел в практику создание сада (тянива) и каменной дорожки (родзи), ведущей через сад к домику. Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Нововведения, сделанные Рикю, придали новое значение «саби» - принципу изысканности и красоты, также воплощенному в чайной церемонии. Обстановка церемонии направлялась на то, чтобы показать не явную, яркую, бросающуюся в глаза, а скрытую красоту, таящуюся в простых вещах, неярких красках и тихих звуках. Таким образом, к XVI веку чайная церемония из простого коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль, который в целом рассматривался как одна из форм духовной практики и в котором каждая деталь, каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония - искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Судьба Сэн-но Рикю сложилась трагически: его эстетические принципы входили в противоречие с вкусами Тоетоми Хидэеси, предпочитавшего пышные, богатые приемы и драгоценную чайную утварь (для него в 1585 году была даже построена огон тясицу - чайная комната, покрытая золотой фольгой, все чайные принадлежности в которой были из чистого золота), и в 1591 году чайный мастер был вынужден по приказу повелителя совершить ритуальное самоубийство. Тем не менее, чайная церемония развивалась в русле принципов, выработанных Сэн-но Рикю, и ведущей школой чайной церемонии стала основанная им школа Сэнкэ. Большую роль в укреплении позиций школы сыграл внук Рикю, Сэн Сотан (1578-1658), ставший третьим по счету иэмото школы. Сыновья Сэна Сотана возглавили три ветви школы Сэнкэ: Омотэ Сэнкэ, Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ.

Чайная церемония распространилась во всех слоях японского общества. К началу XVIII века в Японии сформировалась целая система чайных школ, впрочем, все они были ответвлениями школы Сэнкэ. Во главе каждой школы стоял иэмото - руководитель и старший из чайных мастеров, который управлял школой и аттестовал мастеров, прошедших в ней обучение. Главной задачей иэмото считалось поддержание неизменности канонизированной традиции чайной церемонии. В школах был разработан необходимый комплекс упражнений, предназначенный для выработки навыков чайного мастера. Естественно, там обучались всему, что связано с организацией и оформлением церемонии, с приготовлением чая, с поддержанием подобающей беседы и созданием нужного настроения.